Блогanet / Две ветви одного дерева или мои заметки о костёлах.

Что может быть интереснее, чем изучение других наций, народов, их вероисповедания? Я часто задаюсь вопросом: а как у них? И мне всегда прелюбопытно всё, что отличается от меня, от моего быта, уклада и образа жизни... 

Я православная христианка, бывать в костёлах мне удаётся нечасто (ну понятно). Но в Белостоке мне посчастливилось во второй раз в жизни побывать в костёле, да и не в одном, сразу в нескольких! Немножко фотографий, немножко слов в данном посте о них. 

Вообще, костёл - это польское название католической церкви. В русском языке его следовало бы называть католическим храмом, правда, многие так и употребляют привычное польское слово "костёл").

Это Кафедральный собор Внебовзятия Девы Марии, находится в самом центре Белостока


Как и все святилища, костёлы очень спокойное, умиротворённое место. Когда находишься внутри, не то, что шуметь - разговаривать вообще не хочется, большое желание просто сесть, выдохнуть, остановиться... подумать...

Костёлы устроены несколько иначе, нежели православные церкви или храмы.

В костёлах люди могут сидеть вот на таких молитвенных скамейках, которые обычно стоят по обе стороны от прохода. А есть такие богослужения, которые католики выслушивают стоя на коленях. В некоторых Церквях восточного обряда так же можно сидеть во время службы. В Русской же Православной Церкви перед Богом принято стоять в знак смирения.



фото выше - это костёл Пресвятой Троицы в Тыкочине (близ Белостока) [фото из сети]

В костёлах нет иконостаса, зато есть алтарная преграда. Постороннему за неё заходить нельзя. Богослужение в костёле происходит в центральной части (пресвитерий). Тут же расположено дарохранилище (рядом горит лампада). Хор в отдельном помещении. 

 

 



Кстати, в Белостоке я узнала, что особых ограничений в одежде у католиков нет. Ну понятно, что одежда не должна быть вызывающей и слишком открытой. В костёл женщина может войти в брюках, а покрывать голову необязательно (кстати, и в православные церкви, куда нас приглашали на экскурсию в Белостоке, также необязательно было входить с покрытой головой; меня, человека, бабушка которого всегда учила обязательно покрывать голову в храме или церкви, это очень удивило и смутило: как так?).  

а это (на фото выше) - "оркестр для одного исполнителя"! Кстати, "орган" так и переводится с латыни, как "инструмент". Как известно, это самый большой музыкальный инструмент в мире, обладающий огромной выразительностью и диапозоном! Нереальная музыка, вот уж действительно Божественная!

орган в Кафедральном соборе... 
Последний раз слушала органную музыку в Софийском соборе! Но сейчас не об этом... 


Католический и православный храм отличаются друг от друга, но в то же время, они так похожи! Ещё бы! Всё же две разные ветви одной веры. Главным украшением любого храма или собора, ровно как и иконы, являются конечно же фрески! Являясь ценными памятника, они всегда подчёркивают красоту, величие и одухотворённость храмов! Стены костёла Пресвятой Троицы в Тыкочине украшают вот такие интересные фрески!
Обратите внимание, очень интересная особенность: фрески выполнены на небольших выступах из стены. Сама фигура лежит на выступе, а некоторые фрагменты (предмет, часть тела или одеяния) выпирают и как будто зависают в воздухе. Например, у Св. Петра ключик и левая рука не впритык к стене, а выпирает... У ангела под ним правая ножка так же, как бы в воздухе. За счёт этих специальных элементов фрески оживают и кажутся объёмными. Мы с ребятами шутили, назвали этот приём "3D. Начало"  



вот бы ещё их граммотно подсветить!


Ну и уж конечно понятно, что в любом храме, вне зависимости от того, к какой конфессии он принадлежит, действуют определённые этические нормы. Вот и в костёле необходимо соблюдать те же правила, которые действуют и в других храмах.

этим фото уже делилась, но оно мне очень нравится



Вот и все мои заметки о костёлах. Если на нашей площадке присутствуют католики, и если вдруг, не дай Бог, я что-то не так описала, - поправляйте! Спасибо, Друзья, за внимание! И да храни вас Господь!



P.S. Сегодня православные верующие празднуют Воздвижение Креста Господня! Спраздником, Друзья!
костёл,католический храм,вера,белосток,польша Белосток
  • olelio 27.09.2014 14:59 #

    так всё-таки я понимаю, что фрески  - это художник виртуозно поработал со светом и тенью и полутенью? качественно  выполненное объёмное изображение (рисунок)  на плоскости
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 15:01 #

      нет, не совсме на плоскости, и в этом секрет! фрески выполнены на выступах от стены.... а некоторые детали продолжаются от выступа и зависают в воздухе
      ответить на комментарий
      • olelio 27.09.2014 15:02 #

        я понимаю -вижу, но всё-таки - это рисунок?
        ответить на комментарий
        • annett, 27.09.2014 15:03 #

          лепка
          ответить на комментарий
          • olelio 27.09.2014 15:10 #
            +2
            2
            теперь понятно. я думала, что это 3D рисунок, как рисунки на асфальте типа таких   
            ответить на комментарий
            • annett, 27.09.2014 15:12 #
              +1
              1
              ааааа... ясно... не-не-не... в том-то и дело, что там нет никаких подобных новшеств и инновационных технологий не применялось.... поэтому и пошла наща шутка, мол "3Д - начало")))))))) так люди и придумали 3Д)))))))))
              ответить на комментарий
              • olelio 27.09.2014 15:14 #

                ну эти рисунки, что я пивела пример, тоже люди делают своими руками: краски, кисти, мелки и плоский асфальт... просто талант и мастерство художника
                ответить на комментарий
                • annett, 27.09.2014 15:17 #
                  +1
                  1
                  да, да, я знаю... просто мне казалось, что краски и мелки какие-то необычные))) вот их я и назвала инновациями)))) честно говоря, я и не знаю, может они обычные.... а?
                  ответить на комментарий
                  • olelio 27.09.2014 15:18 #

                    надо подумать...
                    ответить на комментарий
                    • annett, 27.09.2014 15:20 #

                      [чешу подбородок] дааа......
                      ответить на комментарий
                  • icegirl 27.09.2014 17:42 #

                    обычные мелки, объемность за счет техники. и смотреть надо с определенного ракурса
                    ответить на комментарий
  • Leonid, 27.09.2014 15:06 #

    в кастелах классно. Заходишь у чувствуешь себя маленьким и незначительным. Атмосфера несколько давящая, но наверно в этом и есть смысл и правильное расположение объектов. "Ты с нами или ты против нас". Мне они нравятся. Если подсветить фрески, то пропадет вся объемность. Их рисуют при том освещении, которое есть в храме.
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 15:09 #

      хм, да! вы правы, Леонид! Идея "подсветить" наверно на меня навеяна нынешними модными течениями))))) всё подсветить, а ещё и неоном))))))))))) правильно! в таких местах не стОит этого делать! по поводу "чувствуешь себя маленьким и незначительным" - очень точно подмечено!
      ответить на комментарий
  • Akisun, 27.09.2014 15:27 #

    а мне в костелах нравится, там как-то светлее, просторнее, эти высокие стрельчатые своды, белые стены, какое-то ощущение легкости появляется. А в православных храмах на меня давит вся атрибутика.
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 15:30 #

      мне тоже понравилось в костёлах! Но всё же церковь как-то ближе))))) роднее...  ой, а можно вам вопрос личный: а вы кто по вероисповеданию (конечно можно меня послать с таким вопросом)))) я не обижусь, безтактный! просто почему именно вам такой вопрос: вы же в стране Восходящего солнца! ну понимаете, да? какое святилище вы посещаете?)
      ответить на комментарий
      • Akisun, 27.09.2014 15:36 #
        +2
        2
        не, я никого не посылаю, совершенно спокойно отношусь, каждый  сам выбирает что ему ближе. Я вот себя ни к какой религии не отношу. Но вообще мне синтоизм нравится, но, чтобы быть синтоистом, нужно быть японцем   Ну а сами японцы не особо религиозны, ходят потому что так принято. В основном по разным праздникам.  Ой, не сказала, что тут две религии: синтоизм и буддизм.)
        ответить на комментарий
        • annett, 27.09.2014 15:37 #

          ясно, спасибо за ответ!  синтоизм, не слышала такого, надо погуглить...
          ответить на комментарий
          • Akisun, 27.09.2014 15:38 #

            ммм, я бы сравнила его с язычеством, наподобие как у славян было.
            ответить на комментарий
            • annett, 27.09.2014 15:39 #

              оооо... интересно!) поклонение камням, деревьям, солнцу и дождю?)))
              ответить на комментарий
              • Akisun, 27.09.2014 15:40 #
                +1
                1
                да, камням поклоняются. Богиня Аматерасу - воплощение солнца. До второй мировой считалось, что император прямой потомок богини, т.е. живой бог.
                ответить на комментарий
                • annett, 27.09.2014 15:44 #

                  ого! так получается, императору преклонялись... т.е. Богу своему
                  ответить на комментарий
                  • Akisun, 27.09.2014 15:49 #
                    +1
                    1
                    думаю, что понятие "преклонение" в синто нет. Скорее божественность императора была как непреложный факт. Смысл синто не в преклонении, а в том чтобы жить в согласии с окружающей природой, в гармонии.
                    ответить на комментарий
                    • annett, 27.09.2014 15:56 #

                      а это религия присуща только странам Востока?
                      ответить на комментарий
                      • Akisun, 27.09.2014 16:01 #
                        +1
                        1
                        Синтоизм  чисто японская религия, в других странах ее не исповедуют. А Буддизм много где в Азии.
                        ответить на комментарий
                        • annett, 27.09.2014 16:02 #

                          ну про Буддизм-то ясно) а синтоизм - видимо, молодая религия...
                          ответить на комментарий
                          • Akisun, 27.09.2014 16:07 #
                            +2
                            2
                            такая же древняя как и жители японии)) она развилась из древних верований. Где-то к 12 тысячелетию до н.э. японские острова были заселены.
                            ответить на комментарий
                            • annett, 27.09.2014 16:10 #

                              а.. оу... я тёмная совсем)))) не знала... спасибо вам! интересно!
                              ответить на комментарий
                              • Akisun, 27.09.2014 16:11 #

                                пожалуйста :)
                                ответить на комментарий
                • julietta 27.09.2014 15:45 #

                  Есть такой камень в музее валунов. "Дед" называется. Стоял ранее в месте, где было капище. Можете почитать тут про это. http://ezoterik-page.com/sad-kamnej-v-minske/ Хотя скорее всего вы знаете про это, ну а кто не знает-прочитает.
                  ответить на комментарий
                  • Akisun, 27.09.2014 15:59 #

                    Спасибо, очень интересно было почитать. Удивительно, как долго продержалась традиция!  А вот про японские камни мужа и жену http://terraoko.com/?p=49913 
                    ответить на комментарий
        • niaris 27.09.2014 15:39 #
          +1
          1
          +1 тоже близок синто:) пожалуй единственная религия вызывающая у меня положительные эмоции:) остальные -нейтрально.
          ответить на комментарий
          • Akisun, 27.09.2014 15:42 #
            +1
            1
            мне нравится, что человек не отделен он природы. У них нет чувства страха или греховности, как в православии. Зато есть чувство благодарности солнцу, дождю, камням. Наверное я просто любитель природы  
            ответить на комментарий
  • julietta 27.09.2014 15:41 #
    +1
    1
    Хоть я православная, а ходить люблю в костел. В церкви как-то угнетающе , не гармонично что-ли  и после неё выходишь как будто в измененном состоянии, наверное сказывается влияние ладана, может. Или что там они ароматическое используют, не знаю.   Единственная церковь в которую я бы приходила -это Коложская церковь. В костеле все не так. Если мимо прохожу, то могу зайти. Манит. 
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 15:45 #

      каждому своё)
      ответить на комментарий
  • trimpata, 27.09.2014 16:24 #
    +1
    1
    С ПРАЗДНИКОМ!
    ответить на комментарий
  • magma, 27.09.2014 16:28 #
    +1
    1
    сегодня, когда шла от бабули, то увидела костел, возле которого мы в детстве постоянно проводили несколько часов, т.к. католики всегда угощали детей чем-небудь вкусным))
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 16:36 #

      а где? в Витебске? так спросила, типо.... мало ли и мне чё перепадёт?)))))))))))))
      ответить на комментарий
      • magma, 27.09.2014 16:39 #

        в Лучесе)))
        ответить на комментарий
        • annett, 27.09.2014 16:45 #

          ой, а я думала, в Витебске всего 4 костёла О_о... а ещё и в Лучосе есть!? не знала... маленький какой?
          ответить на комментарий
          • magma, 27.09.2014 16:47 #
            +1
            1
            да, небольшой, недоезжая лукойла.. раньше это был костел, сейча не знаю.. вроде,тоже
            ответить на комментарий
            • annett, 27.09.2014 16:48 #

              аааа... ясно! спасибо!
              ответить на комментарий
            • icegirl 27.09.2014 17:49 #

               если это, то это церковь
              ответить на комментарий
              • magma, 27.09.2014 17:52 #

                я знаю, что это церковь- я в нее хожу.. в самой лучесе, там костел
                ответить на комментарий
                • icegirl 27.09.2014 17:54 #

                  http://gorodvitebsk.by/kostely-v-vitebske?find=%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8B  какой-то из этих или другой? может фото есть?
                  ответить на комментарий
                  • magma, 27.09.2014 17:55 #

                    ни один из них, фото увы нет... это был костел, когда я была маленькая, может, сейчас это уже не костел, не знаю
                    ответить на комментарий
  • ledi-N, 27.09.2014 23:15 #
    +1
    1
    Этот костёл в Тыкоцине очень красив, выполнен в стиле барокко. Там всё пропитано стариной. Я католик, костёлы посещала часто.Правда последнее время, ты знаешь, брльше -восточная философия, будизм, но в костёле всегда чувствую себя хорошо. Люблю просто придти и посидеть наедине с собой с
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 23:18 #

      о! Наталья, ты католичка! скажи, я хоть правильно всё описала (знаешь, память совсем девичья, могу чё и подзабыть).... а ты-то знаешь о костёлах! и о деталях...
      ответить на комментарий
  • ledi-N, 27.09.2014 23:18 #
    +2
    2
    А такого фото у тебя точно нет))) это уже к дожинкам сделали
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 23:21 #

      вааау)))) нет конечно!) здорово!)
      ответить на комментарий
      • ledi-N, 27.09.2014 23:36 #
        +1
        1
        Натур продукт))-лён, пшеница. Мне вообще очень нравится барокко. И да, в Белостоке костёл кафедральный в Тыкоцине -приходской. Разницу помнишь?? Ой, меня в Тыкоцине костёл поразил -а его история, почему в войну уцелел... фото много. В Белостоке более современный конечно. А так в костёлах нефы, капеллы .. Ай раздразнила тв меня, хоцца писать)))
        ответить на комментарий
        • annett, 27.09.2014 23:44 #

          пиши-пиши!  знающих людей и разбирающихся оочень полезно и интересно почитать! (да-да, что в Белостоке - знаю, что кафедральный... а вот, что в Тыкочине приходской запамятовала! спасибо!)
          ответить на комментарий
  • ledi-N, 27.09.2014 23:41 #
    +1
    1
    Аня ну вот алтарная преграда - навсегда теперь для меня рпзрушена)) после приключения в костёле Св.Роха))) Сейчас пишу и смех почти до слез)) явление девы белорусской -представь ксёндза в этот момент )))) прихожане так те вообще перекрестились наверное -изыди)))
    ответить на комментарий
    • annett, 27.09.2014 23:48 #

      ахаххаххха...... дааа)))))))) я представляю)))))) ой, девочки! молодцы!))))) слушай, а я туплю! так это вы в костёле Св. Роха были? А я думала, в кафедральном соборе!!! А мы в Роха не были! А я-то думала смотровая площадка в кафедральном (и думаю, а почему нас не отвели)... ясно теперь! так это вы тамашних прихожан напугали?      
      ответить на комментарий
      • ledi-N, 27.09.2014 23:55 #

        Да!!! Ну Св.Роха это тоже в центре Белостока. И по моему, кафедральный , если не ошибаюсь, мы же с тылов заходили))). Так что наша дева зашла на правах папы Римского))). Аня я бывала часто на воскресных проповедях, и я реально думаю, что на месте прихожан точно бы в ступор впала))
        ответить на комментарий
        • annett, 27.09.2014 23:57 #

          ну я-то думаю! Наташ!))))))))))))))  Оттуда Папа Римский спускается, да? 
          ответить на комментарий
          • ledi-N, 28.09.2014 00:07 #
            +1
            1
            Не спускается) , в дверь эту заходит во время проповеди. Имеют право оттуда высшее духовные саны, папа Римский ну и дева блогерско-белорусская оказывается))))).Жаль речь приветственную заранее не предумали)) . Думаю Господь простит нам эти шутки)) смеятся не грех, если смех искренний... Ксёндз тоже потом засмеялся ))) Но с начала конечно, не до смеха ему было. .
            ответить на комментарий
            • annett, 28.09.2014 00:10 #

              бедолаги! блин, ну они ж реально могли подумать, что Пришествие Девы прям у них на глазах!))))))))) ой, опять смеюсь)))))))
              ответить на комментарий
              • ledi-N, 28.09.2014 00:20 #
                +1
                1
                У меня друг мой -он же глубоко верующий человек, так и то,  мы когда созванивались -я рассказала. Аня он просто так знаешь -пауза, а потом... нет это не смех -дико ржал чел))) Потом смс ещё в сети полночи не мог успокоиться, всё представлял. Мы в камеди клаб так не стебались с ним))
                ответить на комментарий
                • annett, 28.09.2014 00:22 #

                  да ваще кадры, блин!)))))))))) я ещё вспоминаю тебя, как ты, рассказывая что-то, очень смеёшься... то ещё больше ржу)))))))) а у тебя смех такой заразительный!))))))) ооой.... я от мощей-то никак не отойду)))))))))))) а тут опять ты мне напомнила про Пришествие Девы блогерско-белорусской)))))))))))))
                  ответить на комментарий
                  • ledi-N, 28.09.2014 00:53 #
                    +1
                    1
                    Вот повезу фото с собой и хорошие воспоминания))))) Будем прикалываться вечерами, я это люблю)) Меня друг называет мастер точного слова))) мы ржём постоянно))). Но я не надолго еду -на недельку из них 4 дня уже заказали ребята сегодня -дайв. Аня так хоцца!!!
                    ответить на комментарий
                    • annett, 28.09.2014 09:20 #

                      ох, любитель дайва!) молодец!) пральна! отдохнёшь, с друзьями поржёшь.... отличный отдых! ждём потом посты  
                      ответить на комментарий
Ответить автору поста
annett
1169 постов
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}